Новости

19 декабря 2018

Перспективы и вызовы российского рынка технического обслуживания ВС

2019 г. не обещает быть легким для российской гражданской авиации. Убытки отрасли по итогам прошедшего 2018 г. оцениваются на уровне 37-39 млрд руб., их главные причины — рост стоимости авиакеросина и девальвация рубля. По итогам 2018 г. потребление авиатоплива выросло на 9%, а расходы на него — на 43%. При этом объем пассажироперевозок вырос примерно на 10%, а провозные емкости — на 12%, хотя ВВП увеличился всего на 1,7%, то есть экономика остается в состоянии стагнации.

Можно не сомневаться, что при таких тенденциях в 2019 г. российская гражданская авиация тоже понесет серьезный убыток, нельзя исключать и ухода с рынка каких-то авиакомпаний.

Однако, несмотря на мрачные прогнозы, есть и хорошие новости. Рынок неоднороден, и на фоне убыточной отрасли есть успешные авиакомпании. Отрасль в целом за прошедшее десятилетие значительно повысила свою эффективность — среднесуточный налет ВС в среднем вырос примерно на 50%, а коэффициент занятости пассажирских кресел — на 6-8 процентных пунктов. Парк российских авиакомпаний составляет около 850 магистральных ВС со средним календарным возрастом 11,5 лет. И рынок будет расти.

Практика показывает, что, несмотря на всевозможные кризисы и стагнации, мировая отрасль воздушного транспорта показывает экспоненциальный рост, объем перевозок удваивается примерно за 15 лет, что соответствует среднегодовому росту около 5%.

Россия - не исключение, об этом свидетельствую прогнозы ведущих самолетостроителей, прозвучавшие на форуме «Крылья будущего — 2018». По информации компании Airbus, в ближайшие 20 лет пассажирские перевозки в России и СНГ будут расти с темпом 4,1% в год, флот авиакомпаний удвоится до 1700 ВС, будет поставлено 1220 новых самолетов на сумму 175 млрд долл. Схожий прогноз приводит и компания Boeing — до 2037 г. регион России и Центральной Азии получит 1290 ВС на сумму 150 млрд долл.

Рост парка ВС сулит серьезные перспективы для сегмента технического обслуживания ВС. По оценке Boeing, мировой объем рынка технического обслуживания и инжиниринга на ближайшие 20 лет составит 2,365 трлн долл. На долю России и Центральной Азии пока приходится немногим более 3% этого пирога, но и эта сумма превышает 70 млрд долл., — есть, за что побороться.

Важно отметить, что ожидаемые темпы роста парка ВС в России превышают темпы роста собственных мощностей авиакомпаний по техническому обслуживанию. Как ожидают участники рынка, уже к 2025 г. доступный объем форм периодического технического обслуживания (т. е. работ, не закрепленных контрактами авиакомпаний с собственными организациями по ТО) вырастет практически вдвое и достигнет около 400 форм в год. Это огромный потенциал роста для независимых провайдеров технического обслуживания.

Разумеется, есть и серьезные вызовы. Растет конкуренция, в том числе и с производителями, требуется освоение работ с новыми системами и материалами, перспективы цифровизации грозят радикально перестроить многие бизнес-процессы — и необходимо идти в ногу со временем. Идеальным инструментом для «сверки часов» как с лидерами отрасли, так и с профессиональным сообществом в целом служат выставка MRO Russia & CIS и сопровождающая ее конференция «Настоящее и будущее техобслуживания ВС». Это крупнейшее в регионе мероприятие, целиком посвященное рынку технического обслуживания воздушных судов — на него собирается свыше 1000 делегатов из России и стран ближнего и дальнего зарубежья, а в выставке участвует более 80 компаний из 25 стран.


Алексей Синицкий, главный редактор журнала «Авиатранспортное обозрение»